«Благодаренье снимку…»

07 июня 2019
3122 просмотров
В день 90-летия со дня рождения советского и российского писателя, киносценариста, капитана дальнего плавания Виктора Викторовича Конецкого (6 июня 1929 – 30 марта 2002), я вдруг вспомнил – впрочем, это не было случайностью – замечательный фильм «Путь к причалу», который смотрел в далёком детстве не один раз. В то время я ещё не знал, что с аналогичным названием существует книга Виктора Конецкого, а когда её встретил и прочитал, то полюбил на годы вперёд. 
 
Именно здесь и сейчас я хочу рассказать вам, дорогие читатели, какие события и люди приблизили меня к пониманию жизни и творчества замечательного мастера слова, а равно – удивительного живописца, чьи работы ещё предстоит постигнуть в полном объёме.  
 
Многие годы не перестаю удивляться фантастической способности Санкт-Петербурга создавать условия для, казалось бы, случайных, непредсказуемых встреч и знакомств. Однако в каждой случайности сокрыта определенная закономерность, немалую роль в которой, с моей точки зрения, играет книга. 
 
Перед давним посещением квартиры-музея Михаила Зощенко, что находится недалеко от канала Грибоедова, в Доме книги я приобрел сборник «Виктор Конецкий:  Ненаписанная автобиография» (СПб., 2006), с ним и направился в гости к Зощенко.  
В прихожей на вращающейся витрине-стоечке увидел книжку небольшого формата:
Кузьмина Л.И. «Здесь живет и работает Ольга Форш». – СПб., 2006. – 224 с.
О Людмиле Ивановне Кузьминой, в то время сотруднике Пушкинского Дома,  я знал по «Лермонтовской энциклопедии» (М., 1981), а ещё обладал замечательным изданием, которое приобреталось с трудом:
Кузьмина Л.И. Августейший поэт. – СПб., 1995. – 256 с.   
 
Имя великого князя Константина Константиновича – общественного и политического деятеля, президента Академии наук, одного из основателей Пушкинского Дома, талантливого поэта только начинало возвращаться в те годы к широкой читающей аудитории.  
Мои размышления, видимо, отражались на лице, поскольку сотрудница музея, находившаяся рядом, спросила: «Знакомого автора встретили?»
 
Если бы это было так, а то заочно…
 
«Могу дать номер телефона Людмилы Ивановны. Ей будет приятно услышать ваше мнение о книге»,– как-то по-будничному произнесла собеседница.  
 
В этом месте необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что состоявшийся разговор чуть позднее привел меня к Людмиле Ивановне Кузьминой. Во время наших встреч она рассказывала о работе над статьями «Лермонтовской энциклопедии», полным собранием сочинений И.С. Тургенева, поведала чуть ли не детективную историю, произошедшую во время написания «Августейшего поэта», много говорила о комплектовании фондов Пушкинского Дома личными архивами современных писателей, о встречах с В. Бианки, О. Форш, Ф. Абрамовым, В. Конецким… Неоднократно возвращалась к имени Ольги Федоровны Берггольц.
С большим удовольствием сегодня отмечаю, что всё сказанное Людмилой Ивановной записано на диктофон, изложено в нескольких очерках, но это стало возможным благодаря непредсказуемой встрече с Татьяной Валентиновной Акуловой-Конецкой (именно так!) – супругой, а затем вдовой Виктора Викторовича Конецкого.
 
Во время нашего разговора Татьяна Валентиновна обратила внимание на книгу, с которой я пришёл. Оказалось – она составитель сборника! А далее – как по хорошему сценарию, написанному в неведомых сферах. Разумеется, попросил автограф. Следует сказать, что эту книгу с памятной надписью мои знакомые благополучно «зачитали». А спустя четыре года на фронтисписе вновь приобретенного экземпляра появилась не менее приятная строчка:
А.А. Тетерину – на чтение для души и ума.
                                                                Т. Акулова-Конецкая. 03.01.2011. СПб. 
 
Книга вобрала неопубликованные рассказы Конецкого, дневниковые записи, переписку, отзывы благодарных читателей, воспоминания людей хорошо знавших писателя. В качестве приложения – его сценарий кинокомедии «Через звезды к терниям».
Виктор Конецкий считал, что письма, дневниковые записи, материалы выступлений, интервью в прессе – всё это является подлинными документами времени, которые необходимо не только сохранять, но делать их общественным достоянием. На материалах своего архива  планировал подготовить книгу, но, к сожалению, не успел.
 
Планы мужа осуществила Татьяна Валентиновна. Во вступительном слове она сообщает читателям, что эта книга – попытка исполнить волю писателя, попытка создать «ненаписанную автобиографию». 
 
Людмила Ивановна Кузьмина в своём сборнике «Записки архивиста» (СПб., 2008), вышедшем в свет незадолго до её ухода в иной мир, посвятила Т.В. Акуловой несколько сжатых, но чрезвычайно ёмких по содержанию строк: «Судьба была к нему (Конецкому, А.Т.) благосклонна: с 1985 года в его жизнь вошла женщина мягкая, чуткая, образованная. Его женой стала Татьяна Валентиновна. 
 
                                         
 
 Виктор Конецкий с женой Татьяной, 1990 г. 
 
…Она озаботилась об организации выставок его живописи, и они состоялись в Доме писателей, в Пен-Клубе, в Доме Бенуа. С нею было легко и приятно общаться, и я иногда к этому прибегала, чтобы не беспокоить „самогó”».
 
                                      
 
                       
 
 
 
В. Конецкий. У берегов Камчатки. 2001 г., масло
 
Упомянув о живописи Конецкого, отметим, что Е. Монахова, петербургский искусствовед, хорошо знавшая Виктора Викторовича, в статье «Сквозь призму айсберга» пишет: «…Художник Конецкий умел передать нечто космическое в своих маринах-акварелях. По крайней мере, пытался это сделать…». И далее: «Будь у Конецкого побольше времени для жизни – сколько бы ещё он оставил нам для наслаждения плывущих айсбергов и крыш, каналов и стен, цветов и кораллов, ваз и статуэток, а может быть, и портретов, и даже – смелое предположение – мы имели бы на книжной полке собрание сочинений любимого писателя, им самим проиллюстрированное… Это была его мечта».  
 
Я знал, что, благодаря усилиям Татьяны Валентиновны, в 2003 году был организован Морской литературно-художественный фонд имени Виктора Конецкого. Учрежден и регулярно вручается памятный знак фонда «Жене моряка – Вера. Надежда. Любовь». Методично и последовательно проводятся вечера памяти, многочисленные художественные выставки, выходят аудиокниги, открыт и постоянно обновляется сайт «Библиотека Виктора Конецкого». Татьяна Валентиновна, являясь автором-составителем, подготовила и выпустила около двадцати книг, посвященных морской тематике. В 2010 году вышла книга «Жены и океан», 27 октября этого же года на борту музея «Ледокол Красин» торжественно открыта каюта, экспозиция которой посвящена Виктору Конецкому…
 
На моём рабочем столе лежит прекрасно изготовленный альбом «Благодаренье снимку…» (СПб., 2009), подготовленный Татьяной Валентиновной. Переплёт – золотом по зеленому, здесь же фотография В.В. Конецкого в быту – удивительно гармоничное сочетание, несущее в себе сдержанность, простоту, изящество. Недаром искусствовед И.Г. Мямлин сказал, ознакомившись с этим изданием: «Такую книгу могла издать только очень любящая женщина. Конецкий был писателем высокого доброго качества. И одной из вершин памяти о нём является этот великолепный, элегантный альбом». 
 
Автор вступительной статьи к альбому В. Курбатов говорит о его неожиданности для тех, «кто много читал и давно любит Конецкого». Я же смею утверждать, что это скорее открытие, чем неожиданность, поскольку чрезвычайно интересный иллюстративный ряд подкреплён словами самого Конецкого. И глубокая благодарность составителю, что нет искусственных дополнений, а звучит лишь голос писателя. 
 
Кстати, воспроизведение фрагментов живописных работ Виктора Конецкого на страницах, открывающих разделы книги – это ещё одна находка составителя, подчеркивающая сдержанную красоту черно-белых фотографий.
 
Рассматривая это издание, я обнаружил, что некоторые фотографии исполнены Феликсом Робертовичем Лурье – давним и хорошим моим знакомым, первоначальная встреча с которым – и его супругой – произошла много лет назад. На этот раз я обратился к нему с просьбой рассказать о Татьяне Валентиновне и Викторе Викторовиче. 
 
  Феликс Робертович, не спеша, излагает: «Татьяна Валентиновна, могу сказать с уверенностью – продолжатель великой традиции жен писателей, начиная с Анны Григорьевны Достоевской. По мере сил и возможностей она старается сохранить во времени дела и помыслы своего мужа. 
 
У меня было несколько фотографий Конецкого, сделанных в Доме писателя, других местах. Всю жизнь я проработал инженером-конструктором, но, увлекаясь фотографией, бывал на различных мероприятиях, на встречах с писателями, поэтами, дружил со многими представителями творческой интеллигенции. Сотрудники Дома писателя регулярно вывешивали на стенде фотографии прошедших мероприятий, в том числе мои. Со временем это превратилось в своеобразную фотолетопись».
 
 
В.В. Конецкий дома. Фото Ф.Р. Лурье, 1977 г. 
 
Эрлена Васильевна, супруга и верный помощник Феликса Робертовича,  добавляет: «Татьяна неоднократно бывала в нашем доме, рассказывала о новых книгах, выставках, посвященных памяти мужа, о работе по созданию его музея. Феликс передал Татьяне все негативы и фотографии с Виктором Викторовичем, которыми мы располагали».
«Это был приятный момент, – продолжает Феликс Робертович. – Я знал, что фотографии и негативы не пропадут, всё будет сохранено и востребовано. С радостью смотрел на то, как Татьяна подходит к большому и серьезному делу. Сожалею, что мне как-то не удавалось сделать их совместную фотографию. Может быть, стеснялся просить об этом. А Татьяна только Виктором Викторовичем и живёт – всё о нём, да о нём… Очень красивая и душевная женщина».
 
Эрлена Васильевна с одного из книжных стеллажей достаёт несколько книг В.В. Конецкого. Все они с автографами! Это, разумеется, впечатляет… 
 
  Ныне на верхнем форзаце моего экземпляра «Благодаренье снимку…» имеется надпись:
Тетерину А.А. – на все добрые надежды. 
                                                      Т. Акулова-Конецкая. 03.01.2011. СПб.
 
В этих словах чувствую продолжение девиза писателя: «Никто пути пройденного у нас не отберёт». 
От себя добавлю: и ему начертано – длиться…
 
 
                 Александр Тетерин

Вернуться к списку статей

Create Account



Log In Your Account